Как окружение Лукашенко зарабатывает на России

Ежегодно Россия теряет миллиарды рублей на контрабанде и реэкспорте товаров из Беларуси. Москва закрывает глаза на проблему, позволяя зарабатывать компаниям, связанным с белорусскими властями

Это выяснили журналисты в совместном расследовании «Проект», «БелСат» и Naviny.by.

Как российские власти не замечают контрабанду сигарет

В сентябре 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин объявил о беспрецедентном повышении табачных акцизов — на 20%  . «В ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми», — объяснял Мишустин. Помимо борьбы с курением у поднятия акцизов была другая цель — собрать денег для обескровленной кризисом и пандемией казны.

Табачная отрасль взвыла: решение правительства означало резкий рост цены одной легальной пачки — примерно на 20 рублей. Доля нелегальных сигарет в России возросла с 0,3% в 2012 году до 7% к 2020 году. При этом доля нелегальных сигарет, произведенных в Беларуси, составляет более половины всего нелегального рынка — 54%  .

Почему нелегальный табак пользуется спросом? 

Торговую политику стран Таможенного союза российские эксперты сравнивают с государственной контрабандой, потому что при его создании Россия доверила контроль за ввозимыми товарами соседям. 

Россия и Беларусь вступили в Таможенный союз еще в 2010 году, а в 2011 между странами был отменен транспортный контроль, который перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. Это означало, что проехать из России в Белоруссию и обратно стало возможно без остановок и досмотра машин.

В 2013–2014 годах Россия начала по рекомендации ВОЗ ежегодно повышать акцизы на табак в рамках борьбы с курением, вслед за этим в несколько раз возросли цены, начался экономический кризис, доходы населения не росли, а курильщики начали искать дешевую продукцию. 

Разница в налогах на сигареты у России и ее партнеров по ЕАЭС так велика, что она провоцирует контрабанду. Согласно опросу ВЦИОМ, в 2020 году, только один из пяти курильщиков был уверен в том, что сможет определить легальность сигарет. А каждый четвертый осознанно покупал такие: чаще те, кто оценивал свое материальное положение как плохое. 

Основными причинами распространения контрабандного табака респонденты назвали высокие акцизы, цены (46%) и низкий уровень жизни (41%). Более половины опрошенных считают, что существующие меры по борьбе с нелегальным рынком сигарет неэффективны (53%).

Почему контрабандные сигареты ввозятся из Беларуси

Цена на сигареты в Беларуси — самая низкая в Таможенном союзе, около 60 рублей за пачку против 120 в России. Аналогично выглядит ситуация со ставкой акцизов на сигареты (1308 рублей в Беларуси против 2805 рублей в России за тысячу штук). Низкую цену в Беларуси умышленно держит государство — в 2019 году Лукашенко дал указание не допустить роста цен на табак.

Одновременно в Беларуси налажено огромное производство табака, которое превышает внутреннее потребление больше, чем в два-три раза. Сейчас в стране работают три табачные фабрики: гродненская «Неман» и минские «Табак-Инвест» и «Интер Тобакко».

«Неман» — старейшее госпредприятие Беларуси, работающее с 19 века. На фабрике выпускают сигареты преимущественно в нижнем ценовом сегменте под собственными марками Credo, Minsk, NZ, Queen, Matrix, Магнат, Премьер, Фэст. Кроме того, там же по контракту производят сигареты для British American Tobacco (Rothmans, Pall Mall, Kent, Vogue), а также для Tobacco International Enterprises Limited (Oscar, Cooper, Velvet).

«Табак-Инвест» — частная фабрика, принадлежащая бизнесменам Виктору Петровичу и Павлу Топузидису. Здесь так же выпускают как свои, так и лицензионные марки. 

Наконец, «Интер Тобакко» — самая молодая частная фабрика. Предприятие открылось в прошлом году и входит в группу компаний «Энерго-Оил», подконтрольную бизнесмену Алексею Олексину. На фабрике также делают собственные и иностранные бренды.

Имена перечисленных бизнесменов будут важны для последующего рассказа.

Как устроены поставки контрабандных сигарет в Россию

Перед новым годом таможенники в Псковской области остановили грузовой автомобиль для контроля. По документам водитель вез из Беларуси на адрес московской организации мебель. 

При досмотре таможенники вместо мебели обнаружили белорусские сигареты стоимостью около 1,5 млн рублей. Это одна из схем, по которой работают контрабандисты: они регистрируют фирмы в приграничных российских регионах или в Москве, реально работая в Беларуси.

Кузов грузовика, остановленного в Псковской области. Источник: informpskov.ru

Сигареты едут в Россию либо «запчастями» (табак, капсулы и картонные листы отдельно), либо «в сборе», рассказывает один из продавцов, найденных корреспондентом «Проекта» в социальной сети «Вконтакте». 

«В России уже происходит прессовка, набивка и крой картонных пачек. Акцизные марки — дешевая типографская реплика оригинала. К картону и капсулам вопросов нет. Табак мы возили банально в подушках», — рассказывает он. 

Продавец предполагает, что в схеме участвует российская таможня: сотрудники среднего и высшего ранга. 

Один из самых распространенных способов перевозки товара из Беларуси — так называемый «прерванный транзит»: белорусские компании заявляют, что везут сигареты в Кыргызстан, Казахстан или Армению, якобы разгружают их там, хотя до финальной точки не доезжают. 

Фура въезжает с грузом сигарет и официальными документами, по которым товар едет в другую страну, но вместо этого он выгружается в России.

Мелкооптовая торговля контрабандой в России устроена на манер продажи наркотиков — почти как в даркнете, через анонимные телеграм-каналы и группы во «ВКонтакте». В декабре 2020 года таких площадок было не менее шестисот. 

Реальных владельцев таких групп и чатов вычислить невозможно — в профиле нет настоящих имен или фотографий, администраторы постоянно меняются.

Чтобы произвести закупку в телеграм-каналах, вас должны порекомендовать администраторам — без этого продавцы нередко даже не станут вести диалог. 

Один из собеседников «Проекта» во «Вконтакте» согласился продать новичку «для первого раза» две коробки акцизных и безакцизных сигарет, произведенных в Беларуси: отправку по России должна была выполнить транспортная компания «Деловые линии». 

На вопрос о том, как сигареты доставляются из Беларуси, продавец отвечать не стал, но безопасность груза гарантировал.

Кроме закрытых групп белорусские сигареты можно найти и на многочисленных сайтах в зоне .ru, хотя торговля табачными изделиями в интернете в России запрещена. 

Корреспондент «Проекта» под видом покупателя списывался с одним из продавцов онлайн-магазина, предлагающего сигареты белорусских, киргизских, таджикских и других производителей. У этого магазина нашлись и безакцизные белорусские сигареты, и акцизные — НЗ, «Корона», «Минск», «Фэст» — и другие марки, традиционно пользующиеся спросом в низкой ценовой категории. 

Весь 2020 год юристы фирмы «Городисский и партнеры» по заказу табачных компаний искали и блокировали такие интернет-ресурсы. Сайтов стало в четыре раза меньше, зато подобная торговля распространилась в Instagram-аккаунтах. Их стало в десять раз больше.

Переписка корреспондента «Проекта» с продавцом

С российской стороны в контрабанде участвуют в основном мелкие игроки, следует из разговоров «Проекта» с контрабандистами: «Работают мелкие региональные точки-склады, а дальше уже по районным точкам те, кто не прочь заработать быстро на недорогой автомобиль». 

По его словам, можно спокойно реализовать товар не привлекая внимания властей, если оборот не превышает 5-7 млн рублей. «Если суммы выше, то они не удерживаются на цифровых кошельках и их приходится переводить в банк, а это уже становится видно всем заинтересованным в структурах лицам», — добавляет он.

Корреспондент «Проекта» без труда смог купить в центре Москвы белорусскую контрабанду: акцизные и безакцизные сигареты продавались сразу в нескольких табачных киосках по цене в 70-80 рублей за пачку. 

На вопрос о том, кто поставляет сигареты, один из продавцов ответил, что якобы закупает товары на крупнейшем оптовом рынке Москвы — «Фуд Сити». Им владеют структуры бизнесменов Года Нисанова и Зараха Илиева.

Кто зарабатывает на сигаретах в Беларуси

В отличие от России, на белорусской стороне есть очень крупные бенефициары нелегального табака. Когда в 2020 году была построена фабрика «Интер Тобакко», Лукашенко даже специально для блага этого предприятия изменил административные границы Минска, отрезав от столичной территории почти полтора гектара земли. Там и расположилась фабрика.

Все дело в том, что владелец этого бизнеса Алексей Олексин — не чужой для Лукашенко человек. Некогда он работал в компании «Белвнешторгинвест», входившей в состав Управделами президента Беларуси. Затем курировал торговлю нефтепродуктами в группе компаний «Трайпл» бизнесмена Юрия Чижа. 

В 2012 году Евросоюз ввел санкции против Чижа, его считали «кошельком Лукашенко». За два года до санкций все нефтяные активы Чижа были переписаны на Олексина.

Сейчас среди активов Олексина — компания «Энерго-Оил», «МТБанк», гостинично-ресторанный комплекс «Сябры», завод по производству мясных продуктов «Велес-Мит», национальный оператор системы мониторинга транзитных перевозок «Белнефтегаз». 

Бизнесмен помогает байкерам, особенно главному байкеру страны — сыну Лукашенко Виктору. Последний в 2012 году вместе с сыном тогдашнего генпрокурора России Артемом Чайкой создал элитный мотоклуб Iron Birds Chapter. 

Iron Birds Chapter организует байкерские слеты в России и Беларуси, а соорганизатором исправно выступает компания «Мото Ивент», принадлежащая россиянину Александру Китаеву и белорусу Дмитрию ПавловичуПавлович — директор «Энерго-Оил», сотрудник Олексина.

Олексин столь близок к семье Лукашенко, что в марте 2020 года был замечен телеграм-каналом, который нельзя называть в Беларуси, на борту бизнес-джета Gulfstream G550, который возил Виктора Лукашенко из Абу-Даби в Минск. 

У бизнес-джета была австрийская регистрация: он был записан на компанию Eolinus Beteiligungsverwaltungs GmbH, которая связана с еще одним влиятельным белорусским бизнесменом Николаем Воробьем — партнером Олексина.

Выгода Олексина в табачной отрасли огромна. Дело в том, что еще в 2017 году Лукашенко поручил создать «единую товаропроводящую сеть» в табачной сфере: это значит, что сигареты двух табачных заводов страны стали продаваться через Олексина, и в 2020 году ему отошло 40% внутреннего рынка. 

Именно с его компанией «Энерго-Оил» был заключен инвестиционный договор, согласно которому компания Олексина получила в аренду государственные ларьки «Табак» (около 900 объектов) и получила право установить свои ларьки «Табакерка» по всей стране.

А годом позже, с лета 2018 года, «Энерго-Оил» получила право на импорт и торговлю иностранными сигаретами. Компания ввозила, а теперь и производит по лицензии L& M, Parliament, Marlboro. С учетом того, что внутреннее производство табачных изделий в Беларуси в разы превосходит внутренний спрос, импортные сигареты также могут попадать в Россию.

Наконец, важно понимать то, что именно Олексин ко всему прочему еще контролирует перемещения всех транзитных грузов в Беларуси. 

Дело в том, что «для противодействия контрабанде» по распоряжению Лукашенко в Беларуси была создана система мониторинга транзитных перевозок, которая в режиме реального времени отслеживает перемещение фур до места назначения. 

На машины ставится электронная пломба, которая подключена к системам навигации и интегрирована с базой таможенных органов. Национальным оператором системы выступает компания «Белнефтегаз», подконтрольная Олексину. Разработчиком этой электронной системы была компания, также подконтрольная Олексину.

Олексин отказался давать комментарии для этого материала.