Символ протестов: история бело-красно-белого флага

Власти Беларуси хотят объявить экстремистским бело-красно-белый флаг. Как этот флаг вообще появился, что означает и почему так популярен? Объясняют ученые.

Чтобы выразить свой протест против политики Лукашенко, результатов выборов президента и применения насилия по отношению к участникам мирных протестов, многие используют сейчас в Беларуси бело-красно-белый флаг. Почему он стал столь популярным? Какая у этого флага история? Об этом DW поговорила с учеными из Беларуси и Германии.

Бело-красно-белый флаг стал символом белорусского национального движения с конца XIX-начала ХХ веков. 

Как указывает Владимир Ляховский, доцент факультета международных отношений Белорусского государственного университета, создание своей символики для большинства стран Центральной и Восточной Европы началось с «Весны народов» и окончательно закрепилось в конце Первой мировой войны, когда разрушались многие этнические империи и создавались отдельные государства. 

К началу 1916 года в Российской империи оказалось от 1 до 1,5 миллиона беженцев-белорусов, покинувших территории, которые должны были занять кайзеровские войска. Среди них были и многие белорусские политические деятели. 

«На полулегальных встречах они обсуждали судьбу Беларуси перед Февральской революцией в контексте того, что нужно делать для консолидации белорусской политической элиты», — рассказывает историк в интервью DW.

Тогда же предприняли первую попытку создать проект белорусского национального флага. Архитектор Леон Дубейковский считал в 1916 году, что цвета флага должны быть традиционными «общеславянскими». Это красный, белый и синий, которые, как объясняет Владимир Ляховский, у сербов, словенцев, хорватов, чехов и словаков отсылают к идеям Великой Французской революции. Но эта идея не прижилась.

Во время Февральской революции, когда стали создаваться национальные формирования, белорусские офицеры и солдаты на фронтах и Балтийском флоте все чаще использовали бело-красно-белые ленты на своей форме, что отличало их от представителей других национальностей бывшей царской армии. 

Заказ разработать эскиз национального флага поступил от белорусского воинского комитета в Петрограде. К лету 1917 года горный инженер и архитектор, студент Петроградского горного института, а позже один из основателей Белорусской Народной Республики Клавдий Душевский (Дуж-Душевский) объединил белую, красную и белую полосы на полотнище.

Белый и красный цвета как культурный код

Этот вариант позволил создать флаг, отличный и от российского, и от польского, и одновременно, как объясняет доцент кафедры социальных коммуникаций Полоцкого государственного университета Алексей Ластовский, отсылавший к устойчивому коду традиционной культуры. 

«Белорусская культура, которая начала становиться письменной городской культурой в конце XIX — начале XX века, во многом опиралась на этническую культуру. Для одежды, ручников, орнамента сочетание белого и красного цветов — базовое«, — подчеркивает Ластовский. 

Кроме того, на протяжении веков на белорусской территории доминировал герб «Погоня» (герб Великого княжества Литовского — Ред.), в котором именно белый и красный цвета были фундаментальным сочетанием.

Бело-красно-белый флаг сразу был принят национальным движением. В декабре 1917 года его официально признали на Всебелорусском конгрессе, который, как объясняет Владимир Ляховский, фактически был первым общенациональным предпарламентом Беларуси. 

А после создания Белорусской Народной Республики (БНР) в 1918 году стал одним из ее государственных символов. «С тех пор бело-красно-белый флаг олицетворяет собой главный символ белорусского национального движения, который одновременно воплощает собой стремление белорусов к своей независимости», — считает историк.

Спорный момент в истории флага

Наиболее спорный момент в истории бело-красно-белого флага — период нацистской оккупации в годы Второй мировой войны. Сегодня некоторые сторонники действующей власти в Беларуси называют бело-красно-белый флаг «нацистским» в силу того, что национальную символику использовали коллаборанты. 

«Определенная часть белорусской интеллигенции, проживавшая в эмиграции и находившаяся в оппозиции советской власти, после прихода нацистов к власти предприняла попытку установления сотрудничества с целью создания белорусского государства под протекторатом Германии. 

С первых дней оккупации территории Беларуси они попытались на практике осуществить задуманное, приступив к созданию белорусской вспомогательной администрации», — отмечает директор Института истории Национальной академии наук Беларуси Вячеслав Данилович.

Владимир Ляховский считает, что коллаборантов нельзя оправдывать, но нужно понимать контекст. Население в Западной Беларуси пострадало от сталинских репрессий. 

«На этой волне приход немцев воспринимался как освобождение от сталинского террора, — говорит историк. — Часть политической элиты, которая стремилась к независимости Беларуси, хотела использовать немцев, чтобы открыть белорусские школы, театры, свою, местную белорусскую администрацию. Они думали, что потом, может быть, получится прийти к независимости».

Однако у оккупантов были совсем другие планы, и Владимир Ляховский убежден, что геополитические расчеты части белорусской национальной элиты на гитлеровский режим в своей борьбе со сталинизмом оказался трагической ошибкой. 

При этом историк подчеркивает, что среди белорусской национальной элиты были люди, отказавшиеся сотрудничать с нацистами. Некоторые оставались враждебно настроенными как по отношению к сталинизму, так и к гитлеровскому режиму. 

«Можно, например, привести десятки примеров, когда эти люди спасали евреев. Сам автор бело-красно-белого флага Душевский, проживавший тогда в Каунасе, не участвовал в коллаборантских организациях и в годы оккупации спасал от уничтожения евреев, пряча их у себя на квартире. Часть активистов были расстреляны гестапо«, — говорит Владимир Ляховский.

Кстати, нацисты поощряли использование национальной символики на оккупированных территориях не только Беларуси, но и в Латвии, Литве, Украине, Эстонии, России и многих западноевропейских странах. 

«Так, например, каратели Каминского из «Русской национальной освободительной армии», которые в борьбе с партизанами уничтожили тысячи мирных жителей на Витебщине, использовали символику, которая сегодня является государственной символикой России. Но никто же не выступает поэтому против российского триколора!» — подчеркивает историк.

Профессор Гиссенского университета и спикер Белорусско-немецкой исторической комиссии Томас Бон (Thomas Bohn) также считает, что следует противопоставлять цели белорусского национального движения интересам немецких оккупантов: 

«Разрешая бело-красно-белую символику, национал-социалистический режим стремился подчеркнуть различия между коммунистическим Советским Союзом и генеральным округом «Белоруссия», где был установлен оккупационный режим». 

Бон подчеркивает, что национал-социалистическая политика «третьего рейха» никак не предусматривала учет интересов белорусского национального движения и его поддержку, не говоря уже о создании автономного государства в какой бы то ни было форме. Он призывает тщательно анализировать источники и учитывать исторический контекст.

От государственного флага — к оппозиционному

Вспомним, что после принятия Декларации о государственном суверенитете БССР и переименования ее в Республику Беларусь в сентябре 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь утвердил именно бело-красно-белый флаг в качестве государственного. 

Почему потом это изменили? 

«Бело-красно-белый флаг был негативно воспринят частью белорусского общества, в том числе ветеранскими организациями… В результате по итогам состоявшегося 14 мая 1995 года референдума государственной флаг был заменен», — объясняет Вячеслав Данилович из Института истории Национальной академии наук Беларуси.

Социолог Алексей Ластовский указывает на общественно-политическую ситуацию, которая в то время была в Беларуси. 

«Люди оказались в новой стране, в сложной ситуации начала 1990-х годов в плане экономики, в плане общественной жизни, к которой не были готовы. Это отождествлялось с политикой национализма», — говорит он. 

В то же время ученый убежден, что при этом ни бело-красно-белый флаг, ни символика «Погони» не были устойчивыми маркерами отрицания в тот период.

«И если вопрос о смене символики не был бы вынесен на референдум, то, думаю, протестов по поводу флага не было бы. Массовой негативной реакции на бело-красно-белую символику не выработалось», — считает ученый.

Именно этим он объясняет и то, что сейчас, во время протестов после выборов президента, бело-красно-белый флаг используют люди с совершенно разными взглядами. 

«Сейчас мы видим создание нового массового коллективного движения, которое не имеет общей идеологии. На улицу выходят люди разных взглядов. Должна объединить и какая-то символика. Таким символом и стал бело-красно-белый флаг, который, наряду с «Погоней», отсылает к устойчивой традиции борьбы за свободу», — говорит Алексей Ластовский.

«Это протест против фальсификации выборов и против применения насилия в отношении демонстрантов. По этим вопросам все солидарны и стараются выносить именно эти аспекты в публичное пространство», — заключает социолог. 

В остальном, по мнению ученого, протестующие пытаются избегать разногласий. Возможно, поэтому в последние дни на акциях протестов кроме бело-красно-белого флага видны и официальные флаги Беларуси — красно-зеленые с орнаментом в левой части полотнища.

Добавим, что после того, как стало известно о намерении правящего режима объявить бело-красно-белый флаг «экстремистским», на сайте «Удобный город» появилась петиция к властям с требованием прекратить преследование беларусов за использование символики, которая представляет собой нематериальную культурную ценность, и признать бело-красно-белый флаг историко-культурным наследием.

Под петицией уже подписались 85 тысяч человек — это абсолютный рекорд с момента создания сайта «Удобный город».