Армия против народа: Равкова делают «стрелочником» в применении силы?

Вооруженные силы Республики Беларусь созданы для отражения внешней агрессии, но никак не для подавления внутренних волнений.

Лукашенко во время посещения 103-й Витебской воздушно-десантной бригады, 16 Госсекретарь Совбеза Андрей Равков заявил, что вооруженные силы готовы подавить массовые протесты.

«Мы — силовой инструмент, не только вооруженные силы, но и милиция, и ОМОН, и органы внутренних дел, и внутренние войска, и пограничники, и другие силовые структуры. Наша задача в том, чтобы не допустить гибели государства, не допустить кровопролития в народе. Если мы это допустим, значит, мы проиграли бой, — сказал Андрей Равков. – Мы к этому готовились, готовимся и будем готовиться. Ну и в исполнительный момент, товарищ президент, если необходимо, мы выполним».

Такое обещание Госсекретарь Совбеза дал Александру Лукашенко, который 16 июля посетил 103-ю Витебскую отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду.

Что не так с заявлением высокопоставленного чиновника? «Беларуская праўда» разбиралась вместе с военным экспертом Леонидом Спаткаем.

– Госсекретарь Совбеза – это фактически чиновник, который возглавляет аппарат Совбеза – Госсекретариат, традиционно являющийся непубличным рабочим органом, скорее консультативно-контрольным, при Председателе Совбеза, которым является глава государства.

Поэтому Госсекретарь не Главком, он не имеет полномочий отдавать приказы руководителям силовых ведомств. Тем более, что в настоящее время Госсекретарь не является помощником Президента по национальной безопасности, как, например, были в свое время госсекретари В.Шейман или У.Латыпов, которые, кстати, подобных заявлений не делали, хотя и обладали значительно большими полномочиями, ведь Госсекретарь – фигура не публичная.

Правда, с назначением на эту должность Равкова, экс-министром обороны, начались его активные контакты с представителями аналогичных структур других стран и дипкорпуса, что, возможно, вызвано необходимостью формирования нового уровня коммуникации в сфере безопасности с другими странами, где аналогичные структуры являются политическими, а не техническими органами. Но роль и место Госсекретаря в системе власти, в системе безопасности не изменились. Так что, услышать от Госсекретаря такие политические заявления – это все равно, что он руководителя аппарата Совмина заявления об экономической политике государства.

— Однако Андрей Равков не только сделал подобные заявления, но позже продублировал их на телевидении. Чем можно объяснить такую неосторожность?

– Возможно, он еще не отвык от того, что уже не министр обороны и по привычке «взял под козырек». Возможно, это была «домашняя заготовка». Догадки можно строить разные, но об истинных причинах такого заявления надо спрашивать у него самого.

-Слово не воробей, вылетело – назад в глотку уже не затолкаешь. Могут ли власти использовать вооруженные силы (ВС) для подавления протестов внутри Беларуси?

– Согласно Закону «О вооруженных силах», привлечение их для выполнения задач, не связанных с обеспечением военной безопасности и вооруженной защиты страны, ее суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя, не допускается, за исключением случаев необходимости защиты населения и оказания ему помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством.

Т.е. ВС используются только для защиты от внешней агрессии, что называется, на линии фронта.

Также согласно и Закону «Об органах пограничной службы», они предназначены не для подавления протестов жителей страны, а для обеспечения ее пограничной безопасности и выполнения правоохранительных функций. Хотя есть в законе и оговорка, что на органы пограничной службы законодательными актами страны могут быть возложены и иные задачи.

А для предотвращения «внутренних волнений» предназначены органы внутренних дел, которые являются не воинскими формированиями, а военизированными, которые, согласно соответствующему Закону, осуществляют борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, обеспечивают общественную безопасность.

Содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, оказывают внутренние войска МВД, так же, как и ВС, являющиеся воинским формированием. Согласно Закону «О внутренних войсках», они предназначены для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, конституционного строя, безопасности и суверенитета страны от преступных и иных противоправных посягательств.

Таким образом, если в Беларуси и возникнут «массовые беспорядки» в ходе нынешней избирательной компании или после ее завершения, то для их ликвидации, в соответствии с действующим законодательством, могут быть использованы только подразделения милиции и внутренних войск, но не органы пограничной службы и не ВС, у которых совсем другие задачи, – резюмировал эксперт.