Сколько времени съедает «домашка», или Задание для детей или родителей?

Справляются ли дети с заданиями на дом сами или без помощи родителей не обойтись? Сколько времени в среднем ученик тратит на подготовку к урокам? А может, стоит вообще отменить «домашку»? В ситуации разбиралась корреспондент МЛЫН.BY.

В семье борисовчан Анны и Андрея Граковичей двое из троих детей — школьники. Старший Егор учится в седьмом классе, Яна — второклассница. И пока Яна учится решать примеры на сложение и вычитание, Егор уже постигает азы физики. А после школы торопится на дополнительные занятия: репетитор по английскому, настольный теннис, уроки игры на гитаре. Вечером — домашнее задание.

— Мы стараемся сделать уроки по максимуму в выходные, — рассказывает мама Анна. — Вот, к примеру, задали математику, белорусский на понедельник, литературу — на вторник, физику — на четверг, все это делаем в воскресенье. И тогда в течение недели проще и мне, и сыну. Ведь, несмотря на то, что Егор уже делает уроки самостоятельно, проверять их все равно нужно.

— На то, чтобы погулять с друзьями на улице, времени не остается, — недоволен Егор. — Даже в выходные не всегда удается: есть субботние мероприятия в школе. На уроки дома трачу где-то от двух до трех часов в день.

Анна добавляет: если убрать все отвлекающие факторы, в особенности телефон, то времени уходило бы меньше.

— Сегодня сделаю быстрее, — успокаивает парень маму. — Мне только математику и английский.

У Яны свой распорядок: после уроков музыкальная школа, студия танцев и занятия вокалом. А вечером мама и дочь вместе делают уроки.

— С Яной мы быстро справляемся — уходит где-то от получаса до 40 минут, — прикидывает многодетная мама. — Но это при условии, что в выходные мы некоторые уроки сделали. Плюс еще «домашка» в «музыкалке» два раза в неделю. Итого, получается около часа. Считаю, что в первом и втором классах родители обязательно должны помогать детям выполнять домашние задания. Пусть не каждый предмет, но языки и математику обязательно. У меня, например, дочь скромная, она стесняется переспросить у учителя то, что недопоняла. А дома, делая уроки, она может посоветоваться со мной. И узнать что-то новое. Когда дети обсуждают задания с родителями, они получают более разносторонний взгляд на предмет.

А вот родители одиннадцатилетнего Максима считают, что отсутствие «домашки» показало бы, на что ребенок реально способен.

— Часто отличник не тот, кто умнее, а тот, с кем часами сидят родители, разжевывая все правила, — говорит Александр, отец мальчика. — Отсутствие домашних заданий позволит понять, кто из детей действительно умный, а кто «зубрила». Да и времени у детей на другие полезные занятия появилось бы больше.

Александр приводит в пример другие станы, где на дом ничего не задают.

— Там даже рекомендуют ученику «побездельничать», — говорит он. — А нам надо загрузить ребенка по уши: секции-кружки, дополнительные задания, репетитор — и не один. Мой сын после шести часов за партой приходит домой и опять садится учиться. К примеру, вчера ему нужно было выполнить письменно упражнение по белорусскому языку, подготовиться к диктанту по русскому, подготовить устный пересказ по белорусской литературе и сделать три упражнения по английскому языку. Это нормально?

Сам Максим поделился секретом: некоторые домашние задания можно не делать с меньшими, так сказать, потерями для дневника.

— И в нашем классе есть дети с «синдромом отличника», которые сидят до полуночи, чтобы вызубрить каждый параграф, — говорит парень. — Остальные не заморачиваются и находят время и для общения с друзьями, и для компьютерных игр. Считаю, что нужно задавать такое задание, которое было бы интересно самому ученику.

Школьный психолог и мама пятиклассника Мария Крупеня объясняет, что обязательно нужно учитывать темперамент ребенка.

— Следует понимать, что есть дети, которые умеют собраться и все быстро сделать, а есть те, кому нужно раскачаться, — говорит она. — Часто ребята долго выполняют задание не потому, что оно сложное, а потому, что им тяжело сосредоточиться. Именно этим «домашка» полезна — она учит самоорганизации. В некоторых школах задание дают сразу на неделю, и ребенок должен сам распределить свое время так, чтобы не делать все в последний момент.

Психолог считает: важно мотивировать ребенка на учебу. Нужно разжечь у него интерес, рассказать пару любопытных фактов, после чего он охотно полезет в Google или возьмет с полки справочник, чтобы узнать подробности.

— Старшеклассники разбиваются на два «лагеря», — продолжает Мария. — Нацеленные на вуз, которые после школы по личной инициативе проводят время на дополнительных занятиях, у репетиторов. И те, кому учеба неинтересна. Они, к сожалению, предпочитают тратить время на игры в телефоне или на компьютере.

Учитель начальных классов Диана Бузо считает, что домашнее задание должно быть обязательным с первого класса.

— В первом классе дети отрабатывают практические навыки, которые нужно отточить упорным трудом и дома, — объясняет педагог. — На уроках в школе мы прописываем максимум пять строчек, а это им не позволит научиться хорошо писать и читать. Без домашней работы никак. В остальных классах домашнее задание обязательно. Даже при условии, что мы успеваем дать весь необходимый материал, нужно помнить: есть одна особенность мышления и памяти ребенка. Фактически половина полученных на уроках знаний запросто может вылететь из головы ученика по дороге домой. И каждое занятие пришлось бы начинать практически с чистого листа. Мы не задаем такой объем, чтобы сидеть над уроками часами. Другой вопрос, что не все дети приучены к быстрому, четкому и самостоятельному выполнению. Тогда этот процесс растягивается надолго. Причем уменьшение объема домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми.

Диана Бузо в педагогике 24 года. Говорит, что сегодняшние дети отличаются от тех, которых она учила двадцать лет назад. И отношение к выполнению заданий также совершенно иное.

— Когда я только пришла работать, дети быстрее схватывали учебный материал и, соответственно, быстрее продвигались вперед, — отмечает учитель. — С теперешними детьми мы долго корпим над одной темой. На дом раньше задавали в большем объеме, дети учились шесть дней в неделю и все прекрасно успевали. Еще и на улице умудрялись поиграть после школы. Ни у кого не возникало такого количества вопросов по домашнему заданию, как теперь. И, что важно, большинство детей справлялись без помощи родителей.

Связано это, как считает Диана Бузо, с уменьшением у школьников самостоятельности и ответственности:

— Ребят не приучают к тому, что у них есть определенные обязанности, и они должны их выполнять. Оправдываясь нехваткой времени, родители пытаются сделать все за детей. Тем самым оказывают им медвежью услугу. Они не учат ребенка одеться, найти что-то в книжке, а делают это вместо него. А ребенок потом требует, чтобы папа или мама и дальше все это делали.

Дополнительно

Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», домашнее задание ученики 2-х классов должны выполнять не более 1,2 часа в день, 3–4-х классов — 1,5 часа. В 5–6-х классах домашняя работа должна занимать не более 2 часов, в 7–8-х — не более 2,5 часа, в 9–11-х классах — не более 3 часов. Первоклассникам задания на дом не задаются.

В качестве домашнего задания может рассматриваться только материал, пройденный на занятиях в классе. Задания повышенной сложности можно предлагать для самостоятельного выполнения только по желанию школьников.

Алена ДРОЗДОВСКАЯ, Млын.BY

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *