Когда учителя научатся грамотно писать…

В рамках спецпроекта «Обратная сторона медали» в редакцию «Салідарнасці» пришло от матери двух школьников.  

«Дорогая редакция! Вы много внимания уделяете проблемам нашего образования, в том числе школьному. В нашей семье двое школьников, поэтому я хотела бы поделиться некоторыми своими наблюдениями. Возможно, на фоне других имеющихся в нашем образовании проблем, эта не самая актуальная, но все же, думаю, игнорировать ее тоже нельзя.

Речь о грамотности многих наших учителей. Я сейчас не о знании ими предмета или умении доносить необходимые знания, а именно о способности писать и говорить без ошибок. Когда я отдавала своего старшего сына в одну из минских школ, то, честно говоря, даже не подозревала, что такая проблема вообще может существовать.

Кто учит наших детей?

Я сама филолог по образованию, потому очень чутко реагирую на неправильное ударение в словах, искаженные формы и не могу не замечать ошибок при письме. Это происходит непроизвольно. Но одно дело, когда я слышу от дворника «не ложите тудой» (правильность его речи — его личные проблемы), и совсем другое, когда это произносит учитель твоего ребенка. Тот человек, который призван научить!

А ведь именно такую фразу я услышала от педагога начальных классов. Причем, повторюсь, столичной школы в благополучном районе. Сначала я не поверила. Думала, послышалось. Но учительница повторила эту фразу громче, а потом позвала детей «сюдой» и сказала им «одеть шапки». И это педагог с большим стажем.

Были и другие ситуации. Так, на родительском собрании я выяснила, что наша учительница не умеет склонять слово «математика». На доске ее рукой специально для родителей было выведено: «Принести тетради по математикИ».

Замена учителя не решает вопрос

С одной стороны, конечно, можно было пойти пожаловаться руководству школы и попросить заменить учителя на другого. Но дело в том, что наш педагог считается одной из лучших. И, справедливости ради скажу, — дети ее действительно любят, а знания, необходимые для начального класса, она все же дает.

Во-вторых, встает вопрос: а на кого заменить? Когда в первый класс пошел мой второй сын, я поняла, что это не проблема какого-то конкретного педагога, а общая. Теперь вот регулярно читаю в группе в Вайбере просьбы от учителя «поучаВствовать в сборе макулатуры» или принести к празднику «шумАвые инструменты: марОкаССы и друг.». То есть, нет даже попытки воспользоваться в телефоне автозаменой слов! Я уже не говорю про правила сокращений и знаки препинания — это уже высший уровень сложности.

А что же в средней и старшей школе? Как правило, коммуникация родителей с учителями там не такая активная, как в начальной. Если с классной еще как-то поддерживается связь (в этом смысле моему старшему ребенку повезло, поскольку его классная — учитель русского языка), то о предметниках мы чаще можем судить лишь со слов детей. И надо сказать, они не всегда возвышенные.

Знаю, что в школе смеются над географом, который вместо «смысл» говорит «смысел», а компьютер называет «компутером». Доводилось читать и переписку с некоторыми учителями-предметниками. И, скажу я вам, ошибок там иногда больше, чем делают ученики. А сколько всего мы еще не знаем!

О каком авторитете учителя, даже если он великолепный специалист в предмете, можно говорить, если дети банально смеются над его речевыми ошибками. Да и как вообще безграмотный человек может преподавать в школе?!

Признаюсь, у меня нет конкретного ответа, что со всем этим делать. Понятно, что уволить всех безграмотных было бы безумством — так недолго и без учителей остаться. Но, может, следовало бы увеличить количество часов по русскому и белорусскому языкам в педагогических вузах или проводить какие-то тренинги в школах, дополнить этими предметами курсы повышения квалификации.

В конце концов, давайте просто обратим на эту проблему внимание. Может, кто-то из учителей, прочитав статью, посмотрит на себя со стороны, а в следующий раз, сев писать очередное сообщение родителям или детям, возьмет в руки словарь или просто скачает себе урок «Говорим правильно».

Да, мы все не идеальны

Да, мы все не идеальны, мы все делаем ошибки (и не только грамматические). Но давайте попробуем все же делать их меньше, особенно, когда речь заходит о наших детях».

Письмо столичной жительницы, на наш взгляд, должно вызвать интерес и среди учителей в Борисове, с которыми приходится контактировать сотрудникам нашей редакции.

Вспоминаем период, когда на должность корректора газеты «Борисовские новости» была принята учительница русского языка и литературы Екатерина Валерьевна (имя изменено – Прим. ред.), имеющая 14-летний преподавательский стаж.

Поначалу никаких вопросов к правке-вычитке материалов новым корректором ни у кого из сотрудников редакции не возникало. Так получилось, что главный редактор газеты в течение месяца находился в отпуске, а затем у него появилась череда неотложных дел. Поэтому работа корректора практически была пущена на самотек. Но всему, как говорится, приходит конец.

Однажды в беседе с сотрудниками редакции Екатерина Валерьевна будто между прочим заметила, что слово «белорус» пишется с одной буквой «с», а «белоруска» – с двумя.

Эту «новость» услышал главный редактор и попросил корректора открыть Толковый словарь, и убедиться в том, что она неправа. И Екатерина Валерьевна была очень удивлена, когда заглянула в книгу.

После этого редактор стал проверять свежий выпуск газеты и делать замечания корректору по поводу неграмотной вычитки материалов. Бывшая учительница обиженно жаловалась, дескать, у нее пока еще нет достаточного опыта, и просила дать ей возможность адаптироваться.  

А тем временем главный редактор в словарях оставлял закладки в надежде на то, что учительница заглянет в них и сделает для себя определенные выводы.

К сожалению, адаптация корректора растянулась на полгода, в результате чего газета продолжала выходить с ошибками на страницах. И никакие уговоры или взыскания не смогли настроить Екатерину Валерьевну на нужный стиль работы. Поэтому с ней пришлось расстаться по причине профнепригодности.

Но это не значит, что в нашем городе перевелись образованные и грамотные учителя.

И с одной из таких пришлось столкнуться сотрудникам «Борисовских новостей», когда на прием к главному редактору пожаловала 38-летняя Наталья, учительница русского языка и литературы, воспитывающая  14-летнего сына. Она попросила принять ее на должность корректора, а заодно проверить ее знания по учебникам русского языка. Женщина могла наизусть слово в слова цитировать любое правило по своему предмету.  

Наталью оформили по контракту с двухмесячным испытательным сроком, и назавтра она приступила к работе. В первый же день в редакции была случайно обнаружена сумка нового корректора с недопитой бутылкой вина.

Наталья сообщила, что ее мама попала в автомобильную аварию и лежит в больнице. Поэтому она купила вина и отпила из горлышка, чтобы снять стресс. Ее  отпустили домой, и попросили впредь не допускать ничего подобного.   

В течение недели женщина вовремя приходила на работу, садилась за свой стол и занималась вычиткой журналистских материалов. А через час она вставала, шла в ванную комнату, где открывала водопроводный кран. Складывалось впечатление, что молодая женщина ходит туда, чтобы напиться холодной воды.

Эта ситуация показалась подозрительной сотрудникам редакции, которые обнаружили в комнате стеклянную банку с медицинским спиртом. Ее спрятала Наталья, чтобы периодически делать пару глотков.

Наташу пришлось уволить, как непрошедшую испытательный срок. Уходя, она забыла в редакции свою сменную обувь. А недели через две позвонила ее мать и попросила вернуть туфли дочери, поскольку сама она прийти не сможет. Назавтра пожилая женщина рассказала в редакции, что Наталья умерла от цирроза печени на почве алкоголизма.  

Года за два-три до кончины Наташа увела мужа у начальницы местного узла почтовой связи, получившего в наследство жилплощадь своей покойной матери. На вырученные от продажи квартиры деньги «сладкая парочка» беспробудно пьянствовала пару лет, что впоследствии и «аукнулось» обоим. 

И хотя этот материал не совсем по теме, но судьба женщины оказалась незавидной и вызывающей сочувствие.

Сергей МАЛОЗЕМОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *