Чтобы не было беды на производстве

Как сообщает Государственный промышленный надзор, в прошлом году в Беларуси при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 17 несчастных случаев, в том числе два со смертельным исходом, а также две аварии и три инцидента.

Анализ показывает, что основной причиной аварии является организационный характер, связанный с действием (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала:

– допуск к работе по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов работников, не имеющих соответствующей подготовки или квалификации;

– невыполнение должностными лицами, ответственными за технику безопасности на производстве, работ в соответствии с технологическими регламентами, обеспечивающими контроль выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;

– нарушение техники безопасности при работе крана, отсутствие схем строповки груза, нахождение людей в опасной зоне (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, не связанным с перемещением грузов), строповка грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;

– нарушение схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.

В ряде случаев причиной производственных происшествий становилось умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.

Основными нарушениями промышленной безопасности являются:

– отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;

– несоблюдение технологических регламентов, обеспечивающих безопасную
работу при эксплуатации грузоподъемных кранов;

– несоблюдение порядка при назначении специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию и допуск обслуживающего персонала;

– несоблюдение графика и порядка периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов;

– несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;

– эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.

Так, 21.08.2018 года на строительстве объекта «Петриковский горнообогатительный комплекс. Вторая очередь» при выгрузке автокраном КС-55727-7 металлоконструкций (ферм) с полуприцепа произошло падение груза, в результате чего плотник филиала №2 ООО «Пассат», не обученный профессии стропальщика, выпал из кузова на бетонные плиты, получив травмы.

7.09.2018 на прессовом участке ремонтно-прессового цеха ОАО «МЗКТ» при подъеме мостовым краном штампа (7,7 т) с использованием цепного стропа (грузоподъемность 2000 кг) произошло разгибание одного звена цепи, и груз с высоты 0,5 метра рухнул вниз, причинив травму ноги стропальщику.

4.12.2018 на одном из участков ремонтно-механического цеха ОАО «Минский завод шестерен» во время подъема мостовым краном фланца муфты МКП–2500 (вес 3,82 т) упал груз из-за разрыва 2-хпетлевого канатного стропа (грузоподъемность 1 тонна). При этом тяжелую травму получил токарь ремонтно-механического цеха (смежная профессия – стропальщик).

09.01.2018 в Речице на объекте «Жилой дом 18А» при разгрузке арматурных каркасов с полуприцепа седельного тягача произошло опрокидывание автомобильного крана КС-55727-7, грузоподъемностью 25 тонн, который принадлежит УП «СветлСпецТехника» (г. Светлогорск).

В результате расследования было установлено, что опрокидывание техники произошло по вине водителя-машиниста, который в два и более раза допустил превышение паспортной грузоподъемности крана, что стало возможным вследствие преднамеренного отключения ограничителя нагрузки ОНК-160С.

Как показывает печальная статистика, причина каждого чрезвычайного происшествия, как правило, связана с неправильными действиями стропальщиков и машинистов.

Чтобы не допускать подобных случаев, необходимо наладить контроль на производстве, а также своевременно проводить инструктаж при этом акцентировать внимание на строгое соблюдение технологических регламентов, схем строповки и трудовой дисциплины.

Михаил ГОНЧАРИК, ведущий государственный инспектор

отдела надзора Минского областного

управления Госпромнадзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *