Мы в соцсетях:

26-02-2018 12:07

Культура


Жыдовачка з горада Б

Из Борисова в Бобруйск приехал мастер-класс еврейских танцев с оговорками. Музыку играла НЕклезмерская капелла под названием «Жыдовачка з горада Б.» В реконструкции местных еврейских танцев начала двадцатого века нет прямых путей. Поэтому пришлось двинуться сразу в нескольких обходных направлениях.
В клезмере только девушки
 
Как в фильме 
 
Гостей принимал тайм-клуб «1387». Основная аудитория – постоянные танцоры «Вечарынак» с белорусскими народными танцами, которые проводят Юлия Литвинова и Змитер Мурашака. Так что принимающая сторона частью нарядилась в вышиванки. Зато борисовчанки были как из кино. Буквально: «Жыдовачка з гораду Б.» собрана для фильма «Волшебные ножнички», вдохновленного еврейским фольклором. Девушки появились в кадре как актрисы и записали саундтрек как музыканты. 

Мы самозванки! 
 
Пока фильм готовится к выходу в свет (возможно, будет и бобруйская премьера), неклезмерская капелла продолжат играть. «Нам нравится эта музыка, ее звучание и настроение, ее нежность, – говорит Наталья Голова, режиссер тех самых «Волшебных ножничек». – Видите ли, мы самозванки. У меня только четверть еврейской крови, у некоторых из девушек чуть больше. В еврейки нас не возьмут. Более того, наша аккордеонистка на самом деле пианистка. Но на еврейские мотивы я реагирую иначе, чем на белорусские».
 
В клезмере только девушки

Танцуем руками и глазами 
 
Для евреев в танце очень важен визуальный контакт, причем не только со своим партнером. Второе – руки держим сверху. Во время первой пробы станцевать на еврейский манер, падает третье замечание от Натальи – «не делаем руками Чебурашку». То есть руки в движении и в коммуникации с окружающими. Двигая руками и играя глазами, осваиваем булгар, хору, фрэйлах, патчтас. Это «еврейские еврейские танцы». Собранные этнографами в Европе и Америке, они экзотичны, но достаточно просты. Их танцевали в закрытом еврейском сообществе и не особо выносили в мир. 

Гирша-Мойша 
 
Какой бы ни закрытой была еврейская община, приходилось иметь дело с соседями. Как рассказала Наталья, борисовчан с «палитрой» белорусско-еврейских танцев познакомил Алексей Круковский. Бытовали в Беларуси танцы с названиями вроде «Жыдок», «Жыдовачка», «Гирша-Мойша». И самое интересное, что в таких случаях можно почти точно сказать, что танец белорусский. «Кто-то увидел, как евреи танцуют, попробовал повторить». Аутентику надо поискать в других танцах. Например, в «Ножницах» кто-то рассмотрел цеховой танец портных, который из Европы принесли евреи-переселенцы. 
 
В клезмере только девушки

Бедная Ребека! 

Этнография – это хорошо. Но что, если считать еврейскими танцами те, что танцуют евреи? Афиши начала двадцатого века, приглашающие борисовчан на танцы с конферансом, пестрят еврейскими фамилиями. Так что тустеп и танго вполне вписываются в концепцию! А уж если автор слов или музыки подходящей национальности – бинго, можно включать в мастер-класс еврейских танцев. В междувоенных десятилетиях в Польше была масса таких танцевальных хитов. Например, танго с сюжетом про продавщицу сигарет Ребеку, которую обманул ее прекрасный принц. 
 
В клезмере только девушки
В клезмере только девушки
 
 
*** 
Провожали борисовчанок с надеждой на продолжение, и они обещали вернуться. Бобруйск и Борисов имеют очень похожее наследство, в освоении его нам есть чему поучиться. 

И в качестве постскриптума: в Борисове умеют не только клезмер. В местном Клубе исторического танца при Центре творчества детей и молодежи случаются самые разные вещи. Например, 24 марта можно съездить в гости на мастер-класс бретонских танцев. Пуркуапа? 

Анна СЕМЕНОВА, «Коммерческий курьер».
Фото автора
 
4001

Поделиться:

Комментарии ()



    Написать комментарий: