2-04-2015 15:46

Юридическая консультация


У вас сломался новый телевизор

Купил некачественный телевизор. В магазине принять покупку отказались. Как быть? Анатолий

Комментарий

Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков. Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь (п. 2 ст. 20 Закона № 90-З).

Вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки) (п. 3 ст. 20 Закона № 90-З).

Вне зависимости от выдвинутых потребителем законных требований (которые перечислены выше) продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара (п. 9 ст. 20 Закона № 90-З).

Таким образом, Ваши права потребителя грубо нарушены отказом продавца принять товар. Для решения спорной ситуации советую Вам написать продавцу претензию в произвольной форме со ссылкой на перечисленные мной нормы Закона № 90-З, в которой изложить суть требования.

Напомню Вам о том, что телевизоры включены в Переченьтехнически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778, далее – постановление № 778).

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере 30% и более от стоимости товара (работы, услуги, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки (ст.1 Закона № 90-З).

То есть, требование замены технически сложного товара, каким является телевизор, может быть реализовано покупателем только после установления того, что покупка имеет именно существенный недостаток.

В то же время, даже если недостаток в телевизоре не носит существенный характер, Вы имеете право требовать расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы, так как на это требование покупателя нормы постановления № 778 не распространяются.

Олег МАЦКЕВИЧ, юрист

5523

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: