13-04-2017 13:49

Экономика


Создание «народного авто» дорого обойдется белорусам

Планы по производству 120 тысяч китайско-белорусских автомобилей Geely обречены на провал. И за этот провал мы заплатим из собственных карманов.
Фото: www.osh.by

 

В январе этого года старый завод «Белджи» под Борисовом, который собирал китайско-белорусские ав­томобили Geely, окончательно закрылся. В ближайшее время вместо него должен открыться новый завод. Об этом сооб­щает БелТА со ссылкой на первого за­местителя министра промышленности Беларуси Геннадия Свидерского.

- Кто будет ехать в сторону Бори­сова, увидит, что справа уже все из­менилось: корпуса в запланированное время построены, оборудование поступило. Сейчас идет монтаж и наладка. По тем срокам, которые есть, - в первом полугодии завод должен по полному технологическому циклу вместе со сваркой, покраской, сборкой осущест­влять производство. Думаю, к 1 июля будет работающий завод, а не только построенные корпуса, - констатирует Геннадий Свидерский.

Речь, по словам первого заммини­стра, идет о создании легковых автомо­билей с высокой степенью локализации. ««Здесь запущена программа с участи­ем «Белшины», нашего аккумуляторного завода», - отметил чиновник.

Мощности нового завода будут в 12 раз больше, чем у старого, т.е. вместо 10 тысяч авто в год, на нем будет собраться 120 тысяч. Есть ли смысл в производстве такого количества китайских автомобилей в Беларуси, и чем это может обернуться для нашей экономики?

НАРОДНОГО АВТОМОБИЛЯ ИЗ GEELY НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

«Сбылась моя мечта», - заявил Алек­сандр Лукашенко вскоре после откры­тия первого завода по производству белорусско-китайских автомобилей Geely под Борисовом. По его прогнозам, эти авто должны были завоевать сердца белорусов и стать поистине народным автомобилем.

«Почему мы должны завозить сюда хлам из Европы, бэушные автомобили? Они тоже не дешевые. А если и по де­шевке покупают автомобиль за 5 тысяч долларов, то через 2-3 года еще 5 тысяч за него платят (на ремонт и запчасти).

Потому что это хлам. Теперь же у нас наконец-то появился народный автомо­биль собственной сборки», - говорил тогда Лукашенко.

Однако в большинстве своем белорусы остались к «народным авто» равнодрны. Так, за первые два года было продано лишь 3 тысячи авто на внутреннем рынке и еще 7 тысяч на внешнем.

По мнению экспертов, это связанно с тем, что власти начали производить эти авто, не изучив предварительно рынок, а основываясь на собственных представлениях, что нужно, а что нет белорусам.

«У авторитарных политиков всегда есть желание оставить след в истории, построить какие-то вычурные здания, создать народный автомобиль и т. д. Есть такой исторический феномен.

Наверное, в этом бы и не было ничего плохого, если бы это делалось не на наши с вами деньги. Вообще решение о созда­нии автопроизводства должен принимать бизнес: хочет, например, Олег Хусаенов делать авто в Беларуси - пожалуйста, никто ему не мешает. Когда же такие вопросы начинает решать государство, ничего хорошего из этого, как правило, не получается.

Власти сделали ставку на дешевые китайские авто, и какие-то покупатели на них нашлись, но немного. Белорусы все равно предпочитают Volkswagen и Nissan», - рассказывает экономист Лео­нид Зайко.

«Лукашенко очень хотел создать «на­родный автомобиль» - такой вот у него фетиш. По большому счету, неважно ка­кой. Выбор пал на китайские авто, потому что китайцы готовы были выделить на это дело связанный кредит. Китайская кре­дитная линия предполагает производство на китайские деньги китайских авто по китайским технологиям и возможности производить за эти деньги Volkswagen или Toyota, поэтому взяли то, что было. В результате у нас появился Geely и ни­какого народного автомобиля из него, конечно, не получилось», - рассказывает руководитель Центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук.

ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ

По мнению экспертов, на фоне низ­кого спроса на китайские автомобили строительство нового производства на 120 тысяч машин обречено на провал. И за этот провал мы заплатим из собствен­ных карманов.

«Если в 2013-2014 годах, когда еще была позитивная конъюнктура, не удава­лось продать 10 тысяч машин в год, то сейчас при таком кризисе, что у нас, что у наших соседей, ни о каких 120 тысячах в год не может быть и речи. Столько машин производить в Беларуси ни в коем случае нельзя», - уверен Леонид Зайко.

325

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: