11-06-2017 12:12

Политика


Михаил Пастухов: Нам нужен омбудсмен

Тот произвол, который сейчас творится в стране с правами человека, можно остановить одним чудодейственным средством. Путем учреждения должности омбудсмена. Что это за средство и как оно работает?

КТО ТАКОЙ ОМБУДСМЕН?

Впервые должность омбудсмена появилась в Швеции в 1713 году. Тогда король Карл XII оказался вне пределов страны (после поражения под Полтавой он находился на излечении в Турции). В целях предотвращения волне­ний и беспорядков он назначил своего представителя (омбудсмена). В его за­дачу входило разрешение споров, воз­никающих между подданными и органа­ми власти. Позднее, на основании Акта о правлении 1809 года, была введена должность омбудсмена за соблюдением законодательства органами власти.

В настоящее время институт уполно­моченного по правам человека действу­ет более чем в 100 государствах. В Швеции, Норвегии, Бельгии, Финлян­дии это должностное лицо именуется омбудсменом, во Франции - медиатор, а в большинстве стран - уполномо­ченный по правам человека. Основное назначение уполномоченного (омбуд­смена) состоит в защите прав граждан от любых незаконных действий органов управления, должностных лиц и служа­щих госаппарата. Он как Бетмен при­ходит на помощь нуждающимся.

Как показала практика, к уполномо­ченному можно обращаться в любой форме и по любому вопросу. Для защи­ты прав граждан он может использовать широкий набор средств, в том числе об­ращение в суды, в прокуратуру, в парла­мент. В случае грубого нарушения прав человека он может поставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности.

Институт омбудсмена является важ­ным инструментом в системе правоо-храны. Он принимает на себя «первый удар» граждан, недовольных действия­ми власти. Далее от имени и по пору­чению обиженных граждан принимает меры к восстановлению законности.

ЧТО МОЖЕТ ОМБУДСМЕН?

Он может немало, если у него есть воля и смелость. Прежде всего, он рас­сматривает жалобы граждан на дей­ствия и решения органов управления и должностных лиц.

В ряде стран (например, в Швеции) омбудсмены могут даже изучать ма­териалы предварительного следствия, проверять законность судебных ре­шений, инспектировать тюрьмы, иные пенитенциарные учреждения, клиники для душевнобольных.

Во многих странах действуют спе­циализированные омбудсмены, в том числе на защите прав детей, по обе­спечению тендерного равенства, по свободе прессы.

В Польше уполномоченный по пра­вам граждан осуществляет контроль за решениями и действиями любых органов управления и должностных лиц. При этом он оценивает их не только с позиции закона, но и исходя из эти­ческих норм.

В России уполномоченный (с 22 апре­ля 2016 г. - Татьяна Москалькова, быв­ший генерал милиции, уроженка Белару­си) рассматривает жалобы при условии, если ранее заявитель жаловался на ре­шения или действия органа управления или должностного лица, но не получил ожидаемого результата.

Во Франции омбудсмен (медиатор) имеет относительно узкую сферу кон­троля, поскольку принимает к своему производству лишь жалобы на действия государственных служащих (при этом действует ряд ограничений).

В Великобритании к сфере уполно­моченного относятся жалобы на так называемое «плохое управление». В соответствии с прецедентным правом оно включает в себя такие действия и решения органов исполнительной власти, которые могут вызвать неже­лательные последствия для гражданина или его близких.

В целом же омбудсмен в любой стране перегружен жалобами. Их рас­смотрение растягивается нередко на длительное время. Тем не менее, этот институт позволяет гражданам надеять­ся на разрешение поставленных вопро­сов. Во всяком случае, по жалобам нет отписок, что мы, к сожалению, часто наблюдаем в нашей стране.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОМБУДСМЕН?

Понятное дело, что к кандидатам в омбудсмены предъявляются высокие требования. Обычно, это возраст (не моложе 40 лет), авторитет в правоза­щитной деятельности и, как правило, наличие юридического образования.

Однако главное, что требуется от омбудсмена, это его смелость и прин­ципиальность. Он не должен никого бояться, даже президента, и, при не­обходимости, заставить всех соблюдать права человека.

Для достижения своих задач омбуд­смен должен иметь самостоятельный статус и независимость от других орга­нов власти. В этой связи оптимальным способом его утверждения в должности является избрание парламентом. Прав­да, в мире встречаются и другие способы замещения должности омбудсмена.

В странах с монархической формой правления (например, Великобритании) уполномоченный назначается королевой по представлению премьер-министра. Во Франции модератор назначается пра­вительством.

На постсоветском пространстве вос­принята модель парламентского уполно­моченного, кроме Казахстана. Там упол­номоченный назначается президентом.

В Беларуси предпринимались по­пытки учредить должность уполномо­ченного, начиная с проекта Конституции 1994 года. Тогда наша рабочая группа под руководство В.Гончара предлага­ла включить такую должность. Однако консервативная часть разработчиков отвергла эту инициативу.

Потом в нулевых годах был подго­товлен официальный законопроект с введением «президентского уполно­моченного». Эксперты Совета Европы подвергли его критике, и он был снят с повестки дня.

Наконец, еще одна попытка была предпринята в 2013 году по инициативе известного в прошлом государственно­го деятеля Беларуси, а сейчас заведую­щего кафедрой конституционного права юрфака БГУ Григория Василевича. Он представил Концепцию национального учреждения по правам человека. Клю­чевым положением этой Концепции стал порядок учреждения должности уполномоченного.

По мнению Г.Василевича, уполно­моченный должен назначаться прези­дентом с предварительного согласия Палаты представителей сроком на 7 лет. При уполномоченном предлагалось соз­дать еще двух заместителей. Однако и эта инициатива не увенчалась успехом. Может быть, и к лучшему: в таком виде уполномоченный стал бы еще одним органом при главе государства.

Я убежден, что нам нужен парла­ментский уполномоченный по правам человека. Его должен избирать на аль­тернативной основе парламент, кото­рый сам должен быть сформирован демократическим путем. Вот тогда бе­лорусский омбудсмен станет знаковой и авторитетной фигурой.

На эту должность могут претендовать известные в Беларуси правозащитники, показавшие на практике привержен­ность идеалам свободы и правам чело­века. Таких будет немало. Уже сейчас можно назвать достойных кандидатов. Это - Алесь Беляцкий, Валентин Сте­фанович, Татьяна Ревяка, Леонид Судаленко, Олег Волчек.

 

Михаил ПАСТУХОВ, доктор юридических наук

236

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: