8-11-2017 19:46

Интересное


Какой должна быть современная школа?

Предложение министерства образования ликвидировать в нашей стране гимназии вызвало бурное обсуждение среди преподавателей и родителей.

Многие старшеклассники тоже не остались в стороне, поскольку решение взрослых дядей и тетей в очередной раз взять всех и уравнять напрямую затрагивает их интересы. Но проблема оказывается все-таки не в самих гимназиях, а в белорусском школьном образовании как таковом.

В недалеком прошлом автору этих строк пришлось работать в разных городских и сельских школах. А в начале своей преподавательской карьеры я учила школьников польскому и английскому языкам в открывшейся национальной гимназии. Было это в середине девяностых, когда учитель имел свободу выбора и широкое поле для творческой деятельности.

Каких-то определенных программ тогда еще не было. Да и что говорить, если не хватало даже учебников. И размножить задания на ксероксе не всегда было возможно. Приходилось бегать по городу и упросить знакомых предпринимателей сделать копии со старых советских учебников, по которым училась сама. В те годы мы мечтали, что гимназия станет тем образовательным центром, где юные недоросли станут грызть гранит науки и развиваться. К сожалению, это закончилось погоней за высокими оценками и подготовкой будущих абитуриентов для поступления в высшие учебные заведения. Уже тогда высокий уровень знаний гимназистов достигался за счет увеличения часов по математике, физике и английскому языку. Семь уроков каждый день стали нормой для учащихся 4-5 классов.

Сегодня к этой нагрузке добавились периодические контрольные срезы и министерские проверки на аттестацию элитного учебного заведения, которые создают нервозную обстановку во время учебного процесса, подтачивая стрессами здоровье педагогов и травмируя детские души. Ведь не секрет, что большинство учащихся дома делают уроки со своими родителями. Поэтому домашняя подготовка к контрольным, диктантам и самостоятельным работам зачастую превращается в настоящую пытку для детей и взрослых, со скандалами, слезами и физическими мерами воздействия. Какое тут может развитие личности или раскрытие талантов.

Полагаю, это не дело преподавателей натаскивать детей к поступлению в академии и университеты. Среднее образование должно давать учащимся основы знаний в поиске нужной информации, которая может пригодиться в решении той или иной жизненной проблемы. Именно такие задачи обязан ставить перед собой преподаватель общеобразовательной школы. Чтобы выпускники выходили за стены учебного заведения подготовленными к взрослой жизни, и могли безболезненно адаптироваться в условиях современного общества. Здесь должен реализовываться гуманистический принцип: не навреди. И не пресловутые баллы и показатели должны быть на первом месте, а личность и человек.

Многие проблемы нынешних школ создаются отсутствием квалифицированных кадров. Ни для кого не секрет, что в пединституты идут ребята, которые не в состоянии поступить в хороший университет или институт. А потом, отучившись кое-как четыре года, проклинают дирекцию школы, учащихся и их родителей.

Когда я сама училась в школе, то большинство педагогического коллектива составляли настоящие учителя. И классный руководитель для учащихся-девчонок была второй мамой, с которой они делились секретами.

В заключение, чтобы меня не считали идеалисткой, оторванной от реальности, хочу заметить, что школьное образование ныне хромает на обе ноги. Но это не проблема преподавателей, поскольку в больном обществе не может быть здоровой школы, качественной медицины и нормальной жизни. Нельзя, живя десятилетиями во лжи, лицемерии и цинизме, в одночасье прозреть и стать свободным и счастливым гражданином, уверенным в завтрашнем дне. Тем не менее, стремиться к этому все-таки стоит. Не зря говорят, что капля воды точит камень.

Ольга ПЛАТТЕР

   

 

1095

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: