10-06-2017 16:44

Экономика


Как обустроить Беларусь: во что обходится коррупция

Владимир КОВАЛКИН - окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее - магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Госзакупки и связанная с ними про­блема коррупции беспокоит обще­ственность по всему миру. Такая озабоченность связана с тем, что для чиновника одним из наиболее простых и быстрых способов личного обогаще­ния является злоупотребление доверием граждан при расходовании бюджетных средств через проведение процедур госу­дарственных закупок. А поскольку потери бюджетных денег ввиду коррупции и не­эффективного расходования средств и в этой сфере могут быть колоссальны, мы решили посчитать, сколько же Беларусь может потерять на этом.

По оценкам Transparency International, из-за коррупции при проведении про­цедур госзакупок теряется 20-25% расхо­дуемых средств. При этом распределение этих потерь выглядит так:

■ потери, связанные с прямым взя­точничеством и коррупцией - 10% от суммы контракта;

■ потери, связанные с закупкой не­качественного, ненужного или неподходя­щего товара или услуги - 15% от суммы контракта.

Согласно официальным данным, в Беларуси в 2013 году через механизм госзакупок было расходовано около 4 млрд, евро, а в 2014-м - 3,5 млрд. евро. Таким образом, если предположить, что мы идем в общемировом тренде, сумма потерь для нашей казны составляет 800- 830 млн. евро в год, что сопоставимо с расходами республиканского бюджета на здравоохранение, и превышает расходы на проведение государственной социаль­ной политики.

А если учесть, что имплементация «пактов честности» вместе с повышени­ем прозрачности и подотчетности при проведении государственных закупок, по данным Transparency International, может снизить эти потери на 30-60%, то в случае Беларуси эта сумма может составить по­рядка 300-400 млн. евро в год.

Необходимо отметить, что статистиче­ские данные о государственных закупках, опубликованные на сайте министерства антимонопольного регулирования и тор­говли, не позволяют провести полный финансово-экономический анализ этой сферы с учетом:

  • полной суммы расходов на госза­купки;
  • в разрезе полной аналитики по видам и группам поставщиков;
  • в разрезе отдельных сфер государ­ственной деятельности.

Также, начиная с 2015 года, статистика по процедурам и суммам проводимых государственных закупок в Беларуси не ведется и недоступна не только независи­мым исследователям, но и государствен­ным ведомствам, включая контрольно­надзорные органы.

Согласно официальной статистике, в 2014 году на осуществление госзакупок было выделено на 430 миллионов евро меньше, чем в 2013-м. При этом фактиче­ски израсходовано было на 210 млн. евро больше. Это связано с тем, что эконо­мия денежных средств за счет снижения цен сократилась с 816 млн. евро в 2013 году, до 180 млн. евро в 2014-м. Это свидетельствует о снижении конкуренции при проведении госзакупок в Беларуси и росте коррупционных рисков.

Причиной такого резкого снижения кон­куренции и одновременного роста кор­рупционных издержек явилось введение в действие Указа президента от 31 декабря 2013 года № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», который, во многом, упростил механизм согласования проведения про­цедуры закупки из одного источника.

Дело в том, что с принятием указа, полномочия по согласованию применения процедуры закупки из одного источника в том случае, когда открытый конкурс признается не состоявшимся, перешли от министерства антимонопольного ре­гулирования и торговли к органам, кото­рым подчинена организация-заказчик. А в случае признания открытого конкурса несостоявшимся дважды подряд, заказчик и вовсе имеет право провести процедуру закупки из одного источника по своему усмотрению.

Все это открывает широкие возмож­ности для манипуляций с обоснованием необходимости проведения процедуры закупки из одного источника через исклю­чение конкурирующих предложений. Для этого закупщики готовят слишком узкие спецификации в отношении предмета закупки, естественно, они не получают двух и более предложений и признают процедуру несостоявшейся. Этот шаг впо­следствии привел к значительному росту коррупционных издержек, связанных с проведением этого вида процедуры за­купки. Поэтому 800 млн. евро потерь на коррупции в год только на госзакупках, увы, может быть не только мировой теори­ей, но и нашей белорусской реальностью.

 

Владимир КОВАЛКИН

 

ОБЩЕСТВО ■
194

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: