26-08-2017 22:01

Культура


Как можно спасти белорусскую школу

«Чиновники Минобразования превратили белорусов в «лохов», которые платят трижды за одну и ту же услугу», считает известный в Беларуси экономист Ярослав Романчук. Кроме того, он предлагает десять советов, которые помогут спасти белорусскую школу.

Руководитель Научно-исследова­тельского центра Мизеса Ярос­лав Романчук в Фейсбуке пред­лагает рецепт по искоренению педаго­гической фобии и гуманизации системы среднего образования в Беларуси. Педофобией экономист называет массовое унижение женщин низким доходом (86% учителей средней школы Беларуси

- это представительницы прекрасного пола), упавшим «ниже плинтуса» соци­альным статусом, хронической нехваткой внимания, уважения и удовлетворения.

- Это война против своей страны, угро­за национальной безопасности и пря­мой путь к разложению и деградации человеческого капитала. Это педофобия

- ненависть к учителям в исполнении VIP-номенклатурных начальников. Этим занимается Министерство образования под патронажем Совета Министров и при периодических взбучках Александра Лукашенко, - считает Ярослав Романчук.

И обращает внимание на то, что «чи­новники Минобразования превратили бе­лорусов в «лохов», которые платят трижды за одну и ту же услугу: первый раз - когда мы платим налоги для получения кон­ституционно бесплатных услуг, второй -когда платим репетиторам, даём деньги на функционирование школы, третий -когда приходим на работу с корочками и близкими к нулевым знаниями в той сфере, к которой нас учили пять лет в университете».

Для спасения средней школы эконо­мист предлагает:

1) Ликвидировать Минобразования, всю вертикаль контроля и удушения на­чальной и средней школы (райоо, гороо,облоо).

2) Каждая школа превращается в ОАО, где 25% акций передается учителям, 25% акций - родителям, 25% - местной власти (исполкому), 25% - местным жителям (структурам гражданского общества, биз­нес-союзам, меценатам и т.д.).

3) Родители каждого ученика получают ваучер, за которым стоят деньги из бюд­жета. Родители голосуют «рублём», а у школ включается мощная мотивация стать качественными производителями образо­вательных услуг. Каждый год каждая шко­ла получает из бюджета определённую сумму денег на ремонт и техническую модернизацию. Ваучеры рассчитываются исходя из средней зарплаты в школе в размере $ 700-800.

4) Каждая школа сама определяет вре­мя учёбы, учебники, программу, нагрузку, формат организации учебного процесса, дресс-код, нормы поведения, уровень оплаты труда, премиальные, организацию питания и т.д..

5) Каждая школа получает право ока­зывать коммерческие услуги населению, а выручка идет на счет школы, расходуется по решению совета школы. В этом выс­шем органе должны быть представлены все акционеры, а также ученики. Деталь­ный, постатейный бюджет каждой школы обязательно должен быть в открытом ей доступе.

6) Вводится стандарт проверки каче­ства среднего образования в соответ­ствии с методологии Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).

7) Единым обязательным государствен­ным тестом является тест по окончании средней школы. Он отражает набор зна­ний, который необходим для поступления в классические университеты стран ОЭСР.

8) Предоставляется право безлицен­зионного (уведомительного) открытия на­чальных, средних школ представителями разных конфессий, профессиональных групп и частными лицами. Разрешается открытие филиалов иностранных учебных заведений.

9) Родители получают право обуче­ния ребенка на дому (homeschooling) при свободном выборе формата обучения, при получении денежных ресурсов от государства в объеме, предусмотренном ваучером.

10) Государство финансирует написа­ние учебников, пособий, дидактических материалов на открытой конкурсной ос­нове среди авторских коллективов, ин­ститутов и частных организаций. Свобода написания учебников идет в соответствии с тем, что каждая школа на конкурсной основе самостоятельно решает, какими учебниками пользоваться.

 

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Председатель президиума Ре­спубликанской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин предельно откровенно оце­нивает перспективы взаимоотноше­ний власти и бизнеса. «Мы обсуж­даем то, что нормальные страны сделали 50 или даже 100 лет на­зад, - говорит руководитель одного из предпринимательских союзов. - Миллион новых рабочих мест для Беларуси - это задача-минимум, которую надо решать в ближайшее время».

В то время как Лукашенко и его пропагандисты взахлеб говорят о но­вых возможностях для бизнеса, сами предприниматели признаются, что им даже не показали проекты тех докумен­тов, которые готовятся к подписанию

 

126

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: