17-06-2017 15:41

Экономика


Госдолг достиг красной черты

Погашение газового долга перед Россией привело к росту госдолга Беларуси. Как выяснилось недавно, за апрель госдолг вырос почти на 900 млн. рублей. Согласно опубликованным данным, на 1 мая госдолг Беларуси со¬ставлял 35,9 млрд. рублей или 38,6% к ВВП. Сколько еще может он расти и почему Беларуси стоит улучшать качество госдолга?

У ПОРОГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Еще три года назад госдолг Беларуси по отношению к ВВП был почти вдвое ниже, чем сейчас, и составлял около 20%, однако ввиду девальвации белорусского рубля и рецессии экономика страны в долларовом выражении сжалась.

Так, если в 2014-м ВВП Беларуси со­ставлял 76,1 млрд. долларов, то в 2016-м

- менее 50 млрд. долларов. Как след­ствие, госдолг Беларуси по отношению к ВВП за последние годы существенно вырос. Как долго нынешний уровень гос­долга (38,6% ВВП) может увеличиваться?

Программа социально-экономического развития на 2011-2015 гг. предполагала, что внешний госдолг не должен превышать 25% к ВВП. Однако ввиду упомянутого сжатия белорусской экономики в послед­ние годы это пороговое значение было преодолено и уже в 2016-м перевалило допустимую отметку.

Сегодня правительство придерживает­ся другого ориентира - госдолг не должен превышать 45%. С этим пороговым значе­нием госдолга, который стал ориентиром для белорусских властей, согласились и кредиторы - в частности, Евразийский фонд стабилизации и развития.

«Уровень госдолга, который существует сейчас, сравнительно с другими странами может и невысокий, но нужно работать над улучшением его качества. Существуют страны, которые живут с величиной гос­долга 160-200% к ВВП. Это не означает, что там все хорошо, но в белорусском случае очень важно еще работать и над качеством долга», — пояснил эксперт в финансовых кругах.

Основные показатели, которые тради­ционно характеризуют качество госдолга

- стоимость заимствований и срок, на который деньги привлечены. «При том уровне ставок и существующих сроках погашения заимствований белорусский госдолг должен снижаться. Поэтому не­целевые заимствования сокращаются, проектное финансирование продолжается в рамках имеющихся возможностей и существующих договоренностей», - от­метил эксперт в финансовых кругах.

Белорусские власти пытаются сейчас изменить структуру госдолга, привлекая более дешевые заимствования с ком­фортными сроками погашения. Оно и по­нятно - страна лишь пару месяцев назад выбралась из рецессии, высокие темпы экономического роста Беларуси никто не прогнозирует, и в этих условиях занимать деньги, как раньше, под 8,5-9% годовых

- непозволительная роскошь.

 

Сколько еще может он расти и почему Беларуси стоит улучшать качество госдолга?

НОВЫЙ РАУНД ПЕРЕГОВОРОВ С МВФ

5 июня в Минске начала работу очеред­ная миссия Международного валютного фонда, у которого белорусские власти просят новый кредит на 3 млрд. долларов. Хотя формальный повод для приезда мис­сии другой - обсуждение с белорусскими властями ситуации в экономике страны. Однако, судя по характеру запланирован­ных встреч миссии МВФ в Минске, они все-таки касаются содержания возможной кредитной программы.

По информации БелаПАН, в рамках миссии МВФ состоится встреча сотруд­ников фонда с представителями Нацбанка Беларуси, где будет анализироваться мо­нетарная политика властей.

В ходе встреч с представителями Мин­фина и Минэкономики эксперты валютно­го фонда планируют обсуждать ситуацию в госсекторе, который, по мнению МВФ, сдерживает экономический рост.

Кроме того, у миссии МВФ запла­нированы встречи с представителями Министерства ЖКХ Беларуси, что также ожидаемо - Валютный фонд давно реко­мендует устранить элементы перекрест­ного субсидирования в этой сфере, когда бюджет и предприятия компенсируют более низкие тарифы для населения.

Также в ходе миссии запланирована встреча представителей МВФ с министер­ством антимонопольного регулирования и торговли. Наверняка, одной из тем в ходе встречи станет ценовое регулирование, к чему белорусские власти вернулись во­преки рекомендациям валютного фонда.

Наконец, еще одна встреча, которая за­планирована у миссии МВФ, будет касать­ся состояния банковского сектора страны.

Цель таких встреч очевидна - пред­ставителей МВФ интересуют кредитные риски белорусских банков и судьба про­блемных активов, которые растут из-за неспособности госсектора обслуживать взятые кредиты.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ И НЕПРИЕМЛЕМЫЕ УСЛОВИЯ

Удастся ли по итогам очередного ра­унда переговоров белорусским властям приблизиться к заключению кредитной программы с МВФ? Речь идет о жела­нии Беларуси получить кредит валютного фонда на 3 млрд. долларов со сроком погашения 10 лет под 2,28% годовых.

Белорусские экономисты считают, что поступление такого кредита заметно улуч­шило бы структуру госдолга Беларуси, качество которого, по описанным выше причинам, оставляет желать лучшего.

«Кредит МВФ - выгодное заимствова­ние с учетом низкой процентной ставки и довольно длительного срока предо­ставляемых ресурсов. Это одна из при­чин, почему белорусская сторона давно хочет получить новый кредит валютного фонда», - говорит председатель На­блюдательного совета Исследователь­ского центра ИПМ Игорь Пелипась. По его мнению, кредит МВФ для Беларуси важен еще и с психологической точки зрения, «поскольку сигнализирует другим кредиторам и инвесторам, что серьезных экономических рисков в стране нет и с ней можно иметь дело».

Главное условие, которое выдвигает МВФ белорусским властям - рефор­мирование госсектора и повышение тем самым эффективности всей экономики. Как это сделать, Валютный фонд рас­сказал белорусским властям еще в 2016 году, когда оказал техническую помощь и проанализировал ситуацию в госсекторе.

Суть рекомендаций МВФ сводится к тому, что вначале необходимо объективно оценить текущее состояние госпредприя­тий и провести их независимую диагно­стику (благодаря внешнему аудиту).

Следующий шаг - нужно пересмо­треть систему корпоративного управле­ния, а именно - передать все госпред­приятия от министерств и концернов в подчинение одной структуры, которая будет по единым стандартам управлять всем госсектором и повышать его эф­фективность.

Если упрощенно, Валютный фонд счи­тает, что государство должно проводить такую политику, которая бы вела к повы­шению прибыльности госсектора.

Сегодня ситуация иная: правительство доводит до министерств и концернов целевые показатели по темпам роста промышленного производства, выполне­ние которых, отнюдь, не всегда приводит к росту эффективности госпредприятий.

Очевидно, выполнение рекомендаций МВФ предполагает кардинальный пере­смотр системы управления госсектором.

«В ближайшее время вероятность того, что белорусская сторона примет условия МВФ по реформированию госсектора, невелика. После заключения нефтегазо­вых договоренностей с РФ белорусская сторона находится в эйфории, ВВП Бе­ларуси вышел из отрицательной зоны, и официальным лицам начинает казаться, что необходимости в глубоких экономиче­ских реформах нет», — отмечает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательского образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Готовность принимать условия МВФ, предполагает эксперт, может возрасти к концу года, когда нужно будет искать деньги на погашение госдолга в будущем году. К слову, по данным Fitch Ratings, если в 2017-м выплаты Беларуси по внеш­нему госдолгу составляют 1,8 млрд. дол­ларов, то в 2018-м - 2,8 млрд. долларов.

«Необходимость погашать долги до­влеет, и когда у государства не будет альтернативных источников финансиро­вания, возрастет готовность принимать условия Валютного фонда», - резюми­ровал Дмитрий Крук.

Дмитрий ЗАЯЦ, БелаПАН

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
236

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: