16-06-2017 19:41

Экономика


Geely мoгут составить конкуренцию.

Конкурентом иномарок эконом-класса в Беларуси, выпускаемые совместно с китайцами Geely, могут стать при грамотной ценовой политике, считают эксперты. Но местного рынка для успеха проекта мало.

В июне новый завод СЗАО «БелДжи», построенный между Борисовом и Жодино, начнет выпуск первой пар­тии легковых автомобилей китайской мар­ки Geely.

Компания переходит от отверточной сборки к полноценному промышлен­ному производству. Каковы перспективы этого проекта и кто будет покупать бело­русские Geely, разбиралась DW.

ДИНАМИКА GEELY

Меморандум о сотрудничестве в произ­водстве легковых авто Минпромом Бела­руси и китайская компания Geely подпи­сали еще в 2011 году. Месяц спустя было зарегистрировано совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи». Сегодня 51,49% акций его принадлежат ОАО «БелАЗ», 33,47% - Geely Automobile, 9,015% - белорусско-китайскому СЗАО «Союзавтотехнологи» и 6,03% - CITICC International Investment Limited. Произ­водство машин методом крупно-узловой сборки было налажено на территории ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель», мощность составила более 10 ООО автомобилей в год. Первые авто, седаны Geely SC7, были произведены в Борисове в режиме отверточной сборки в феврале 2013 года, а в марте уже на­чались их продажи. По итогам 2016 года они составили 5 721 автомобиль: 976 - в Беларуси и 4 745 - в России.

Председатель совета директоров груп­пы компаний «Интеллект» Сергей Варивода выбор Минском в качестве партнера Geely объясняет приемлемыми для Бела­руси условиями инвестирования со сторо­ны китайцев. Кроме того, по его словам, этот автопроизводитель из КНР - один из наиболее динамично развивающихся игроков глобального авторынка, имеющий широкий модельный ряд. Geely Automobile Holdings Ltd, напомнил Варивода, приоб­ретает профильные активы по всему миру (Volvo, Proton, Lotus), получая доступ к современным технологиям.

Как рассказал на днях вице-премьер правительства Беларуси Владимир Се­машко, на новом заводе три базовых цеха:  сварки, покраски и окончательной сборки.

 

К концу года мощности предприятия по­зволят выпускать 60 тысяч авто в год. И, по словам Семашко, «если продажи пойдут нормально», потенциал завода -120 000.

 

 

ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ БЕЛАРУСИ

Сейчас у этой марки слабые позиции на внешних рынках, при этом в самом Китае она в лидерах продаж, указывает председатель Белорусской автомобиль­ной ассоциации (БАА) Сергей Михневич. Это обусловлено низкой конкурентоспо­собностью по ряду позиций.

По количеству проданных в стране легковых автомобилей бренд Geely в середине списка: в январе-марте 2017 года реализованы 73 машины. Рядом с ним Audi (75) и Chevrolet (63). В топ-25 моделей внедорожник Geely Emgrand Х7 делит последнее 25 место вместе с Skoda Oktavia (58 машин). Первые две строчки заняли Renault Duster и VW Polo.

Гендиректор БАА Александр Сидоревич прогнозирует, что со временем именно в Беларуси Geely будет «отжимать» рынок, конкурируя с импортерами иномарок. По его данным, в Беларуси сегодня можно приобрести машины 36 брендов, а за квартал продается всего около 6 ООО авто.

Виктор Русакович, представитель ав­тосалона официального дилера Geely и руководитель отдела продаж, уверяет, что продажи Geely в Беларуси стабильно растут. Частных лиц и юридических (вклю­чая госпредприятия), по его наблюдению, среди покупателей, примерно, поровну, и параллель с белорусско-иранскими авто Samand, которые преимущественно при­обретали госпредприятия, не уместна.

 

ПРОГНОЗЫ О ПЕРСПЕКТИВАХ

Заявленные производственные мощ­ности нового завода превышают объ­ем местного рынка, указывает глава БАА Сергей Михневич. Для него, очевидно, что основным рынком сбыта Geely должна быть Россия, но позиции этого бренда сегодня в РФ скромные: в 2015 году там было продано 11 617 авто, в 2016-м -менее 5 ООО.

Образцы моделей Geely в салоне в Минске.

 

Однако, добавляет Сергей Варивода, если в соответствии с принятыми на себя обязательствами российское правитель­ство в равной степени будет содейство­вать автопроизводителям из всех стран ЕАЭС, то нет повода для паники. По его оценке, второй по емкости рынок для Geely - Украина, где, например, в до­кризисном 2013 году было продано 15 084 авто (в России - 27 263).

Иной взгляд у Валентина Лопана, ди­ректора маркетинговой пиар-компании: «Россия сделает все, чтобы белорусских авто Geely там не было. Об этом открыто говорят российские чиновники и директо­ра автопредприятий».

 

ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ

Для С.Михневича очевидно, что строи­тельство высокотехнологичного произ­водства с привлечением иностранных инвестиций - благо для Беларуси. Это мнение разделяет и А.Сидоревич, под­черкивая, что новый завод даст импульс развитию белорусского автопрома.

Но, и здесь единодушны все экспер­ты, более всего успех Geely зависит от бизнес-плана по сбыту. При этом усло­вием присутствия автопроизводителя на рынке ЕАЭС является локализация про­изводства не менее чем на 50%. Geely белорусской сборки до открытия нового завода полного цикла имели практически

нулевую локализацию и полностью со­бирались из китайских комплектующих. После открытия локализация комплектую­щих составит не менее 30%.

 

ВАМ «ШАШЕЧКИ» ИЛИ ЕХАТЬ?

На самом предприятии отказались дать какие-либо комментарии DW. Предста­витель компании Юлия Кожедуб посо­ветовала искать ответы на вопросы на официальном сайте, а если их там нет, то это «закрытая информация».

Сейчас в модельном ряду белорусских Geely шесть машин по цене от 7 500 до 29 980 долларов в зависимости от моде­ли и комплектации. Оценивать качество авто до запуска завода специалисты не берутся. Но за несколько лет продаж в Беларуси, полагает Михневич, эта марка зарекомендовала себя неплохо.

Для большинства, объясняет Варивода, выбор машины - дело вкуса и имиджа, а не прагматичного расчета: «Впору на­помнить старый анекдот: вам «шашечки» или ехать?» По поводу публикаций в СМИ о недопуске Geely на европейский рынок из-за несоответствия стандартам безопас­ности эксперт не сомневается, что китай­ские авто выйдут на рынки, где они пока не представлены, разумеется, выполнив требования соответствующих регламен­тов. Как это раньше сделали японские, а позже корейские автопроизводители.

255

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: