16-02-2017 13:58

Интересное


Боевая машина «Кайман» готовится к испытаниям

В последнее время предприятия ВПК Беларуси представляют потенциальным заказчикам все больше конкурентоспособных образцов готовых вооружений

 

Государственные испытания брони­рованной машины «Кайман», раз­работанной ОАО «140-й ремонтный завод», должны пройти в феврале-марте текущего года. По итогам госиспытаний будет принято решение о дальнейшей судьбе машин и объеме серийного про­изводства для белорусской армии. Ранее белорусский броневик успешно прошел заводские испытания без поломок и се­рьезных замечаний. Об этом сообщил на­чальник отдела маркетинга предприятия Виталий Забелло на выставке разработок и образцов продукции организаций Го­сударственного военно-промышленного комитета Беларуси, прошедшей в рамках коллегии ГВПК.

Боевая машина «Кайман» (представ­ляющая собой коренную модернизацию известной советской боевой разведы­вательно-дозорной машины БРДМ-2) раз­работана и изготовлена специалистами 140-го ремонтного завода в Борисове.

Важным этапом создания «Каймана» стало успешное освоение на предприятии капитального ремонта и глубокой модер­низации БРДМ-2. Именно на базе послед­ней и было решено создать фактически новую боевую машину, которую в отличие от предшественницы классифицировали как мобильное бронированное транспорт­ное средство (МБТС).

За счет реализации ряда оригинальных идей разработчикам 140-го ремонтного завода удалось не только устранить боль­шинство слабых мест базовой конструк­ции, но и существенно нарастить боевой потенциал новой машины.

Для ускорения процесса проектирова­ния и упрощения технологии производ­ства, при создании МБТС «Кайман» были широко использованы узлы и агрегаты бронированных машин серийно выпу­скавшихся СССР, которые до сих пор в изобилии имеются на базах хранения белорусской армии. Донором новой машины, помимо БРДМ-2, стал и БТР- 60. От него унаследованы независимая торсионная подвеска, мосты и колесные редукторы.

ГОЛЬ НА ВЫДУМКУ ХИТРА

Корпус исходной БРДМ-2 в ходе соз­дания модернизированной машины под­вергся значительным доработкам. Без существенных изменений осталась только его лобовая часть. Там вместо двух ло­бовых бронестекол с защитными щит­ками установлено одно более широкое. Боковой обзор водителя и командира заметно улучшен при помощи двух допол­нительных бронестекол на скулах лобовой части корпуса.

Корма претерпела изменения, необхо­димые для монтажа обновленной силовой установки. Средняя часть бронекорпуса была реконструирована коренным об­разом. Борта были сварены заново из трех деталей, причем верхняя и нижняя - располагаются под углом к вертикали, что придает им дополнительную противо- пульную стойкость. Как следствие «Кай­ман» имеет общее бронирование, соот­ветствующее классу защиты Бр4 по ГОСТ Р 50963. При этом в лобовой проекции броня имеет класс защиты Бр5, что пре­

вышает класс защиты БТР-80.

Дно, которое в результате передел­ки бортов приобрело корытообразную форму, стало значительно лучше защи­щать экипаж при подрыве. Как полагают некоторые эксперты, с этой же целью изнутри оно может быть дополнительно усилено ребрами жесткости, а сиденья прикреплены не к днищю корпуса, а к его бортам. Степень противоминной защиты повышает и вынос колес новой машины из под корпуса, так как подрыв во многих случаях инициируется взрывателем на­жимного действия.

Внутренняя компоновка корпуса «Кай­мана» аналогична БРДМ-2. Впереди раз­мещается отсек управления, в середине - боевое отделение, в корме - силовая установка. Из состава экипаж МБТС, ко­торый может достигать шести человек, командир и водитель располагаются в отделении управления, остальные - в боевом отделении, при этом один из них может выполнять обязанности наводчика- оператора вооружений. Точное количество членов экипажа и их обязанности опреде­ляются в соответствии с предназначением машины. Степень выживаемости экипажа «Каймана» при поражении машины повы­шена за счет быстрой эвакуации через две бортовые двери с небольшими стеклами, открываемые вперед. Они же служат до­статочно серьезным прикрытием от огня с фронта. Распашные двери также создают дополнительные удобства при посадке и высадке десанта. С этой целью под бортовыми дверями приварены широкие подножки с рифленой поверхностью. Для доступа на крышу корпуса предназначены поручни и ступеньки.

И ДВИГАТЕЛЬ ОТ ТРАКТОРА

В силовом отсеке расположен серий­ный неприхотливый дизельный двигатель Минского моторного завода Д-245 мощ­ностью около 170 л.с., который оснащен электронной системой управления по­дачей топлива. С ним агрегатирована пятиступенчатая усиленная механиче­ская коробка передач с повышающим редуктором. Оправдывая название и родословную, новая машина сохранила способность форсирования водных пре­град вплавь. Для чего проектантам 140- го завода пришлось разработать новый движитель. По бокам двигательного от­сека размещены два канала, в которых установлены гребные винты, соединенные с коробкой отбора мощности.

Наличие такой возможности является одним из преимуществ «Каймана» перед многими машинами аналогичного типа. Не все конкуренты способны без подготовки преодолевать вброд водные преграды глубиной более 100-120 см.

Согласно заявлению разработчиков, «Кайман» предназначен для использо­вания в качестве транспортного сред­ства при ведении разведывательных и диверсионных операций, патрулировании и сопровождении колонн, проведении миротворческих операций, действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как сообщил Виталий Забелло на вы­ставке вооружений Milex-2017 в Минске, «Кайман» будет представлен в пяти ва­риантах комплектации. В зависимости от нужд заказчика и особенностей региона поставки предусмотрена возможность вы­пуска этого изделия в версиях отличных от базовой, в том числе с различными вида­ми вооружения, с фильтровентиляционной установкой, системой кондиционирования воздуха, иных средств связи и т.д.

ОГОНЬ, огонь, огонь

В связи с чем, наряду с соответствую­щим бортовым оборудованием (таким как средства космической связи), различные версии МБТС могут иметь и различную огневую мощь: 37-мм автоматический гранатомет, пулеметы ПКТ калибра 7,62- мм или ДШК - 12,7-мм. А также дис­танционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) АДУНОК-М разработки белорус­ского конструкторского бюро «Дисплей».

На поворотной платформе этого мо­дуля могут быть размещены различные типы стрелкового вооружения и грана­тометов, а также другого оружия, на­пример, противотанковых ракетных ком­плексов. Типовым вооружением ДУБМ является танковый пулемет Калашникова ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом в 500 патронов или станковым пуле­метом «Корд»/«Утес» калибра 12,7 мм с боекомплектов в 100 патронов, или станковыми автоматическими 30 мм гранатометом АГ-17А/АГ-30 с боеком­плектом 29 гранат.

Не исключена и установка на МБТС мо­дуля АДУНОК более продвинутой версии «2В», которая отличается расширенными боевыми возможностями. Напомним, ра­нее на лафете ДУБМ можно было уста­навливать лишь один тип стрелкового вооружения: либо пулемет (калибром 7,62 или 12,7 мм), либо 30-мм автоматический гранатомет. АДУНОК-2В позволяет раз­местить их вместе на одной поворотной платформе.

Очевидно, что подобная конфигурация боевого модуля имеет расширенные ог­невые возможности, так как позволяет поражать как одиночные и групповые, так и площадные цели. Остальные его основные характеристики унаследованы от предшественника.

В состав блока наблюдения и целе­вого указания боевого модуля (БНиЦ) входят оптико-электронная система и электронно-вычислительная машина. Он оснащен двумя видеокамерами (широко­го и узкого поля зрения), тепловизором и лазерным дальномером.

Специальное программное обеспече­ние дает оператору модуля возможность поражать цели в реальном режиме вре­мени или в автоматическом режиме по заранее назначенным целям.

В связи с тем, что при установке на мобильных шасси комплекс АДУНОК может подвергаться колебаниям с боль­шой амплитудой, его боевой модуль оснащен системой стабилизации по двум осям. БНиЦ и поворотная платфор­ма, на которой он установлен, имеют бронезащиту.

Дополнительное вооружение машины состоит из двух трехствольных дымовых гранатометов, установленных над борто­выми корзинами для имущества.

Заявленная производителем боевая масса МБТС «Кайман» с шестью членами экипажа и вооружением не превышает 7 т, что при мощности двигателя 170 л.с. обеспечивает ей высокую тяговооружен- ность - 24,3 л.с. на тонну. Это дает воз­можность машине разгоняться на шоссе до 100-110 км/ч и иметь запас хода до 1.000 км.

Предполагается, что МБТС «Кайман» будет востребовано не только в белорус­ской армии, но и за рубежом, ввиду вы­сокой конкурентоспособности по многим параметрам, в том числе и по цене. Ведь машина, напомним, изготавливается из комплектующих изделий выпускавшихся ранее серийных образцов.

Александр АЛЕСИН, Belrynok.by

544

Поделиться:

Комментарии (0)



    Написать комментарий: