Богатырские пророчества Николая Рериха

19 мая в выставочном павильоне Центральной районной библиотеки имени И.Х. Колодеева открылась выставка произведений Николая Рериха «Пророчества. Богатырская серия».

В экспозиции представлены работы знаменитого художника ХХ века, созданные в 30-ые годы прошлого столетия. Некоторые из них написаны накануне Второй мировой войны.

«Богатырская» серия Рериха датируется 1931 годом, когда родилось первое полотно под названием «Земля славянская». На нем изображен мирный пейзаж, монах, стоящий в проеме двух колонн на возвышенном месте, а чуть ниже город с красивыми монастырями и зданиями. Главная тема произведения — мирная тишина.

Через год Рерих напишет картину «Святой Сергий Радонежский». Великий сподвижник и заступник земли русской, особо почитаемый в семье Рерихов, изображен стоящим на пологом склоне с моделью храма в руках. У подножия холма изображены русские полки под алыми знаменами, а внизу надпись старославянской вязью: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий …в ХХ столетии».

Эта запись свидетельствует о том, что Николай Рерих не только предвидел грозные испытания, ожидавшие его страну, но и знал о победе русского народа и духовной роли Святого Сергия в этой войне.

В 1936 году была создана картина «Армагеддон» – это библейское название битвы между Светом и Тьмой, где изображены горящий город и люди, уходящие из него, чтобы не погибнуть.

Всем известно, что во время войны многие жители покидали города, которые подвергались бомбежкам. Второй вариант «Армагеддона» написан в 1940 году и представляет собой пылающий город.

Затем из-под кисти художника вышло полотно «Святогор» (1938), где вооруженный русский воин огромного роста подпирает своим шлемом облака, а сам стоит на горном плато.

В 1940 году Рерих напишет картину «Весть Тирону», которая имела пророческое значение. Сюжет произведения был позаимствован из истории простого человека по имени Тирон, который жил во времена римского императора Диоклетиана, известного гонениями на христиан. Вместе с единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. И хотя Тирона предупреждали о грозившей ему беде, но тот не поверил. Как не верили многие о нападении Германии на Советский Союз.

На картине «Богатыри проснулись» (1940) поднимаются из глубины пещеры закованные в латы воины. Время неумолимо приближало роковой день. Поэтому Рерих 1940 год назвал «со-роковым». Приставка «со» распространила слово «роковой» и на следующий год. Затем был 1941 год. Советский Союз еще некоторое время оставался вне войны. Рерих были осведомлен, что родина к войне не готова и руководство страны никаким предупреждениям не верит.

Картины 1941 года были связаны с наступающими событиями. Полуобнаженный человек вздымает молот над наковальней. «Ковка меча. (Нибелунги)». На фоне кроваво-багрового неба защитник «Гессер-хан» натягивает лук, и вот-вот сорвется стрела. Зловещая красная комета, предвестница бед и несчастий, прорезает темный небосвод.

И как последний отчаянный шаг Рерих пишет полотно «Слепой», где незрячий мечется среди домов, не понимая, что происходит. Над городом стоит зарево пожара. Скоро огонь перебросится на дома, возле которых оказался слепой. Вокруг никого нет. Он протягивает руки и ощущает пустоту. Искры летят на объятые пламенем дома. Тревога, тревога, тревога. Набат гудит совсем близко, но слепой не может прозреть…

В начале 1942 года Рерих создает картины: «Поход Игоря» и «Русская война (Александр Невский)». Главные герои – русские полки, в одном случае с князем Игорем, в другом – с Александром Невским. Стройные ряды воинов с красными щитами под алыми стягами, уходящими в неведомое. Над всем этим — зловещий диск затененного солнца. Затмение – астрономическое явление, предшествующее, согласно летописи, выступлению Игоря, воспринимается как черный знак беды, нависший над страной.

В композиции «Русская война (Александр Невский)» природа хранит следы жестокого сражения. Придерживая коня, князь спускается по крутому заснеженному берегу Чудского озера, усеянного телами побежденных врагов, трупами лошадей, оружием. Александр Невский в ледовом побоище побеждает немецких рыцарей, но он не похож на героя, а едет на коне, опустив голову, как человек опечаленный, видя на поле своих павших воинов. Этот сюжет ассоциируется с огромной потерей бойцов Красной армии с немецкими захватчиками.    

В 1942 году, когда еще никто не мог предугадать исход Великой Отечественной войны, Рерих пишет полотно «Победа (Змей Горыныч)». Русский богатырь в боевых доспехах стоит над поверженным обезглавленным драконом, напоминая образ Георгия Победоносца с русской иконы. Тяжело досталась победа.  Силен и коварен был враг. Отрубленная голова чудовища, с оскаленной пастью и злобными желтыми глазами, лежит у ног рыцаря.  

Заканчивается серия полотном «Земля славянская (1943)», когда воцарилась тишь и благодать на родине художника. Рерих трижды утверждает мотив «колокола» в картине: образ монаха в окне колокольни, где висит колокол, а его голову покрывает остроконечная шапка.

Художник через символику картины отображает проблески будущего.

Ознакомиться с творчеством Николая Рериха желающие смогут до 2 июня включительно.

 Ольга ПЛАТТЕР, фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *